
Благодаря кризису, скорректирована попытка властей придать большую популярность безналичным расчетам. Население больше доверяет наличности: если прежде таких людей насчитывалось всего 1/4, то сейчас их уже больше трети, а некоторые категории населения и вовсе отказались пользоваться картами. По мнению экспертов платежного рынка, этот тренд носит временный характер.
В ноябре специалисты НАФИ и крупнейшие эквайер — компания UCS провели исследование, посвященное динамике использования карт гражданами России. Участниками опроса стало 1,6 тыс. человек. если говорить про ситуацию в целом, то, по наблюдениям авторов исследования, безналичным способом покупки оплачиваются часто — за два года (2013-2015 гг.) процент тех, кто каждый день совершает оплату картой, вырос более чем в 3 раза - до 15%. Но это не вызвало рост объема безналичных платежей, скорее, наоборот. Падение было обеспечено покупками по картам в офлайне — это привело к 15%-му сокращению безналичного оборота в торговых точках, а количество трансакций показало 3,8%-е снижение. Что характерно, отрицательную динамику из года в год можно было наблюдать по всей стране — и в столице, и в регионах.
Безналичные платежи выросли в объеме только в направлении электронной коммерции, где у UCS он показал 9,1%-е увеличение - до 8 млрд рублей. По словам руководителя блока "Продажи и маркетинг" UCS Владимира Кононова, отмечен и 35%-й рост числа самих трансакций, что подтверждает увеличение количества ситуаций, когда картами граждане пользуются в интернет-магазинах. Но при этом средняя сумма чека падает и в онлайне, и в офлайне. Это вызвано тем, что реальные доходы населения упали, граждане отказываются делать крупные покупки, а интерес к безналичной оплате мелких покупок растет. По словам директора управления банковских карт и РКО Сбербанка Ростислава Яныкина, очевидно снижение средней суммы в чеке по картам. Прежде граждане закупались сразу на неделю, а теперь, примерно на 4-5 дней. В ВТБ 24 говорят о тренде на снижение безналичных оборотов в гипермаркетах. По словам вице-президента ВТБ 24 Алексея Киричека, отмечается перемещение владельцев карт из крупных магазинов в точки формата магазинов шаговой доступности, по всей видимости, это попытки сэкономить деньги.
Ситуация усугублена и полным отказом некоторых категорий владельцев карт от пользования ими - количество граждан, никогда не совершавших безналично покупки и платежи, выросло в 2,3 раза, чего не было еще 2 года назад — их доля составляет 35%.
Перераспределение стало возможным за счет тех, кто раньше редко использовал карты — реже раза в неделю и раза в месяц, а теперь прекратил вообще.
Как указано в опросе, основные причины, по которым граждане предпочитают наличные, в основном, связаны с привычкой (57%) и большим доверием к наличным деньгам (32%). При этом последний аргумент за последний 2-летний период стал более весомым. По мнению руководителя департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирины Лобановой, причины вызваны многими факторами: снижением доходов, стремлением бизнес-сегмента к экономии на издержках, связанных с операциями безналичным способом. В частности, МСБ в кризис, по всей видимости, стал чаще осуществлять расчеты с сотрудниками - по зарплатам и премиям - в конвертах. Прекратить безналичную оплату могли и те, кто время от времени оплачивал покупки картой в интернете с иностранными магазинами и по мере того, как рос курс валют, их интерес к таким покупкам, снизился. По мнению председателя совета директоров компании "Золотая корона" Николая Смирнова, в определенной степени интерес к безналичным покупкам снизился и из-за ухудшения условий по картам - на что пошли некоторые банки. Валютный курс сильно изменился не в лучшую сторону, что вызвало ухудшение условий некоторых бонусных программ, а в ряде банков введена абонентская плата за карты или они вообще прекратили начислять баллы. Разумеется, это прямая дорога к резкому снижению интереса клиентов к картам.
Впрочем, как считает глава НП НПС Алма Обаева, все это носит временный характер. Понятно, что в трудное время граждане делают выбор в пользу наличных, поскольку их расходование проконтролировать легко, да и в целом присущее им раньше активное потребительское поведение идет на спад. Но в целом это проблема сложившейся сегодня в экономике непростой ситуации, и скорее всего, если экономическая обстановка станет лучше, то и проблема, как таковая, исчезнет.












