
Не снижается активность граждан в поиске все новых способов уклониться от уплаты долгов. Например, довольно частыми стали случаи, когда люди обращаются к услугам «массовых адвокатов», только чтобы лично не общаться с взыскателями. Но, как показывает практика, нередко «массовые адвокаты» - это обычные мошенники, которым никто не присваивал адвокатского статуса, то есть они не могут представлять и действовать от имени должника. Для пресечения подобной практики Федеральной службой судебных приставов (ФССП) была утверждена новая форма заявления должника об отказе от взаимодействия, в которой требуется указание регистрационных данных адвоката.
Основное, чем отличается такое заявление, - в нем нужно указать номер адвокатского удостоверения представителя, номер и дату включения в адвокатский реестр, а также наименование этого реестра. Прежде от должника требовалось только указание ФИО представителя, номера его контактного телефона, почтового и электронного адресов.
Должник имеет право на отказ от взаимодействия с взыскателями или на общение с ними только через своего представителя на основании закона о взыскании долгов с физлиц (230-ФЗ, начавшего действовать с начала этого года. Вообще не контактировать должнику позволяется только по прошествии 4-х месяцев со дня появления просрочки. Но с первого ее дня гражданину разрешено отказаться от личного общения с взыскателями, но при посредничестве представителя, обязанного иметь адвокатский статус. Но на практике часты случаи нарушения требования о наличии адвокатского статуса. Как сказала глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова, в прошлом году участились случаи, когда кредиторы, которым дали заявление, где было указано доверенное лицо, не могли связаться с ним — это случаи как неквалифицированного предоставления услуг, так и ярко выраженного мошенничества.
По словам генерального директора агентства ЭОС Антона Дмитракова, мы бывали в ситуациях, когда с указанным в заявлении представителем должника или невозможно было связаться, или он не был адвокатом, или попросту отказывался от предусмотренного законом взаимодействия. Это приводило к серьезным трудностям, так как приходилось по новой связываться с должником и решать вопросы о недобросовестном представителе с участием регулятора.
По словам участников рынка, часто должникам "помогают" так называемые массовые адвокаты, бывшие, по словам совладельца агентства «Эверест» Дмитрия Чернышова, представителями одновременно у стольких неплательщиков, что кредиторы и регулятор сомневались в честности их услуги. По словам главного исполнительного директора МФК «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, мы работали с заявлениями о том, что с должниками взаимодействуют через представителей, с указанием в части из них одного и того же контактного лица, установить с которым контакт или не представлялось возможным, или это было безрезультативно.
Как считают взыскатели, на пресечение именно этой порочной практики и направлены действия ФССП. По словам Чернышова, если новая норма будет введена, это поможет с учетом объема дел, в которых адвокат выступает в качестве представителя, а также с применением санкций в отношении лиц, пытающихся не выплачивать долги, злоупотребляя правом. Как сказала Юлия Комбарова, если действующим адвокатом было заключено соглашение о защите прав физлица при взыскании долга, и он не контактирует с взыскателями, его могут привлечь к дисциплинарной ответственности (устное предупреждение, исключение из палаты адвокатов). При заключении договора без статуса адвоката, это будет считаться введением доверителя в заблуждение, влекущим наложение уголовной ответственности по признакам мошенничества.
По мнению экспертов, явно недобросовестные должники вряд ли исправятся указанной мерой. По мнению директора коллекторского агентства ЮВС Сергея Шпетера, если должник имеет средства, чтобы оплатить услуги адвоката, который за него вступит в контакт с взыскателем, то странно, что у него не находится средств для обслуживания задолженности. Как оценила Юлия Комбарова, на рынке цены на такие услуги стартуют от 10 тыс. руб./месяц.












