
Министерство финансов может принять решение на введение переходного периода в отношении исполнения антиофшорного закона «Об иностранных контролируемых лицах» (CFC), первоначально распространив его действие только на крупных акционеров.
Именно это стало темой встречи, прошедшей в понедельник в Министерстве финансов. Это стало первым обсуждением законопроекта у министра финансов, на совещании присутствовали представители крупного бизнеса - от акционеров крупнейших компаний, входящих в правление РСПП до чиновников из других ведомств - Федеральная налоговая служба, Министерство экономического развития, представители открытого правительства. На формальном уровне никаких решений принято не было, министерством будет подготовлен ответ в течение 3-х дней.
Закон СFC ставит целью — обложение налогом нераспределенной прибыли зарубежных структур отечественных компаний и граждан. Закон был подготовлен Министерством финансов еще в марте, но представители бизнеса посчитали, что он чересчур жесткий и настояли на его смягчении. Первый этап переговоров закончился против бизнесменов: к концу мая Министерство финансов изменило законопроект, но обновленный, он получился даже более жестким.
Потом Минфин дал согласие на рассмотрение идеи о переходном периоде - об этом стало известно от заместителя директора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Бэллы Паниной. Эту мысль прописали в версии закона, который разработало Минэкономразвития. Быть может, переходный период будет относиться к порогу владения: Панина уточнила, какая именно доля резидента России в зарубежной компании будет достаточна для подпадания компании под правила CFC. В соответствии с законом, достаточно иметь в личном владении всего 10% — этот нюанс вызывал беспокойство у бизнесменов. Министерство финансов согласилось подумать о смягчении — о введении на первое время более высокого условного порога, а в дальнейшем - его снижении. В позиции условности сначала доля владения может составлять 50%, а в течение определенного периода она, по словам Паниной, уменьшится до 10%. Какой именно период можно будет считать переходным, пока неясно — обсуждение шло и о 2-4 годах, но это не более чем варианты.
По рассказам одного из собеседников издания, Антоном Силуановым было впервые признано, что 10% — это очень мало. Решения о том, какова может быть доля на первые годы, тоже пока не принято. Минэкономразвития выступило с предложением о повышении планки до 50%, а РСПП высказалась за то, чтобы низкий порог владения остался на первоначальном уровне, но применение налога вступало в действие только тогда, когда у российских акционеров в сумме будет находиться в личном владении свыше 50% + 1 акция (это практика США). Кроме этого, речь шла о принятии в расчет доли, прописанной в акционерном соглашении (можно формально иметь во владении 5%, а осуществлять контроль с получением дивидендов - со всех 100%).
В ходе встречи в Министерстве финансов чиновниками впервые обсуждалось и то, каким образом можно стимулировать возврат капитала. К примеру, было предложение о введении амнистии такого капитала (он бы освобождался от штрафов, пеней и уголовного преследования). В целом Министерство финансов поддержало эту идею. Вместе с тем, РСПП обратилась с предложением освобождения такого капитала не только от прошлых, но и от некоторых налогов в будущем — но на сегодняшний день эта идея сыра - таково мнение собеседника.












