
МВД приступило к проработке идеи, нацеленной на то, чтобы скорректировать законодательство в части, касающейся легализации оборота криптовалют, имеющих открытый код (биткоин, Ethertum и др.). По мнению ведомства, это должно предполагать «обязательную регистрацию в госорганах, занимающихся финансовым и налоговым регулированием». Кроме того, как указано в письме, подписанном начальником ГУ по контролю за оборотом наркотиков (ГУНК МВД) Андреем Храповым и направленном в адрес Минфина еще 13 июля, в ведомстве обсуждают и другую идею: установить уголовную ответственность за теневой оборот криптовалют. Как пишут «Известия», ознакомившиеся с документом, чиновник обратился в Минфин с просьбой высказать свое мнение о том, как можно реализовать перечисленные мероприятия и насколько целесообразны такие законодательные изменения.
По мнению главы налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Давида Капианидзе, криптовалюта уже стала средством оплаты наркотических средств, в связи с чем именно профильное направление МВД занялось рассмотрением вопроса об установлении ответственности.
Минфин, ответив МВД, отметил, что в конце мая состоялось принятие в первом чтении законопроекта «О цифровых финансовых активах». Также и в письме, написанном заместителем главы Минфина Сергеем Сторчаков в МВД, и датированном 2 августа сказано, что проект закона содержит определение статуса цифровых технологий, которые применяются в финансовой сфере. К тому же, в документе определено, что такое "цифровые финансовые активы", к которым относят криптовалюту и токены.
Европейская криптобиржи Worldcore.trade проведа исследование за июнь/август т.г.. которое определило максимальное значение объема биткоин-оборота нелегальных товаров, составляющий 0,67% от всего объема обращения биткоина, из чего можно предположить, что в общем объеме денежных трансакций крипто-сети содержится до 1% средств, полученных от активности криминального характера.
При том, в законопроекте прямо установлено, что в России цифровые финансовые активы не есть законное средство платежа, тогда как рубль - единственное законное платежное средство. В проекте также предусмотрена возможность совершать сделки по обмену токенов на рубли или зарубежную валюту.
Как отметил в своем письме Минфин, редакция проекта закона, принятая в первом чтении, предусматривает возможность совершения сделок по обмену исключительно при посредничестве операторов обмена цифровых финактивов при условии, что будут проведены необходимые процедуры по идентификации. Это сделано для снижения рисков лиц, владеющих цифровыми финансовыми активами и обеспечения соблюдения требований российского законодательства о ПОД/ФТ.
Сейчас, пока законопроект готовят к рассмотрению во втором чтении, идет проработка вопроса об установлении обязательного контроля за операциями по обмену криптоденег на рубли или иностранную валюту в сумме, которая будет равна или превышать 600 тыс. рублей или эквивалент в иностранной валюте. Как считают в Минфине, эти меры будут способствовать повышению эффективности проведения процедур идентификации в отношении криптоденег и минимизации рисков в сфере ПОД/ФТ.
С учетом всего вышесказанного, Минфине полагает, что при рассмотрении комплекса вопросов по определению мер ответственности за нарушение порядка совершения сделок с криптоактивами необходимо учесть положения законопроекта, находящегося еще на этапе доработки. по словам представителя пресс-службы Минфина, ведомство работает над ФЗ «О цифровых финансовых активах», переданного на рассмотрении в Госдуму РФ. Пока определение статуса криптовалюты отсутствует.
По словам заместителя министра экономического развития Саввы Шипова, пока любые разговоры о привлечении к уголовной ответственности за действия, связанные с криптооборотом, преждевременны. Для этого первое, что необходимо, обратить внимание на формирование позитивного регулирования. Это будет сделано при подготовке ко второму чтению закона о цифровых финактивах.
Пока отсутствует ясность предмета предполагаемого правонарушения. Если криптовалюта является средством платежа при обороте оружия, наркотических средств или иных товаров, за оборот которых предусмотрена уголовная ответственность, тогда привлечение к уголовной ответственности за использование криптовалюты можно начать уже сейчас, а говорить можно только о том, чтобы уточнить уже существующие составы.
По словам Давида Капианидзе, сегодня перспектива установления уголовной ответственности за теневой оборот криптовалюты вызывает множество вопросов. Ведь в России он как таковой не узаконен, что может создать риск уголовного преследования большого числа людей. Здеь важна разработка четких критериев операций, за которые возможно наступление уголовной ответственности, и, пока отсутствует полное законодательное регулирование оборота криптовалют, сделать это невозможно.












