
ЦБ провел черту между валютными заемщиками
ЦБ решил окончательно уточнить, какие заемщики могут рассчитывать на получение от банков валютных кредитов, которые исключали бы повышенную нагрузку на капитал. В данном случае это относится к компаниям, чья валютная выручка превышает 60%. По мнению экспертов, этот подход не вполне справедлив. Впрочем, нельзя назвать оптимальными любые ограничения кредитования, но избежать их можно только после того, как будут отменены санкции и откроются внешние рынки.
Наконец, Банк России смог определиться в отношении критерий заемщиков, которым банки будут предоставлять кредиты в валюте без повышения коэффициентов риска. По словам заместителя председателя ЦБ Василия Поздышева, действие этих коэффициентов не будет относиться к валютным кредитам экспортерам, имеющих долю выручки в зарубежной валюте выше 60%. Именно в связи с определением этих критериев Банк России не будет пока вводить повышенные коэффициенты риска и вместо 1 апреля это перенесено на 1 мая. По словам Поздышева, это должна быть существенная часть выручки в валюте — пока решено остановиться на том, что это будет более 60%. Вместе с тем, важно. чтобы она как-то соотносилась с размером предоставленного кредита,— чтобы годовой выручкой можно было покрыть платежи за год.
ЦБ еще с начала года беспокоит высокая доля кредитов в валюте в банковских портфелях, и было объявлено о том, что грядут ужесточения. С самого начала разговор шел о том, что с 1 апреля расчет всех валютных кредитов будет применяться для норматива достаточности капитала, имеющего повышенный коэффициент риска — не менее 110% вместо 100%, но позже ЦБ учел мнение рынка, что из списка таких заемщиков экспортеры должны быть исключены.
Как считают участники рынка, 60%-я отсечение было определено, чтобы сориентировать банки на кредитование в валюте только крупных и значимых компаний, а их несколько десятков. Из России на экспорт идет примерно треть производимого металлопроката (в 2015 году страна выпустила 56,57 млн тонн) — при этом у компании "Северсталь" объемы продаж на экспорт в прошлом году составили 37%, у ММК — 23,75%, у НЛМК — 52,67%. По словам заместителя председателя Райффайзенбанка Оксаны Панченко, разумеется, отсечку сделали не по отраслям, но, к примеру, в нефтяной и нефтехимической отраслях под этот критерий подходят практически все компании, а вот в металлургической и угольной отраслях таких компаний мало. По словам главного экономиста "ПФ-Капитала" Евгения Надоршина, некоторые производители зерна и подсолнечника тоже отдают на экспорт существенный процент своей продукции. Но отрасль машиностроения или телеком, девелопмент тоже активно брали валютные кредиты и сейчас нововведение их коснется.
Вот как раз девелопментом в большей степени и взволнован Центробанк. По словам Василия Поздышева, множество кредитов в валюте выдано на строительство торговых центров, их покупку и перестройку, и уже видно, что сегодня эти кредиты буквально в шаге от просрочки, потому что, даже если торговый центр оказался достроенным, платежи за аренду взимают в рублях. Даже при их индексации на валюту, все равно неизбежно происходит снижение доходности, и доход не в состоянии обеспечить возвратность кредита.
Так или иначе, многие скептически относятся к подходу ЦБ, считая, что он формальный. По словам руководителя направления рисков банка "Глобэкс" Евгения Ретюнского, к примеру, компания является крупным сотовым оператором — она занимается покупкой оборудования за границей её нужен валютный кредит, но при этом у нее отсутствует валютная выручка и поэтому формально расчет ее кредита следует делать с учетом повышенного коэффициента. Но, если кредит равен 5% от выручки, даже при двойном ослаблении рубля компания все равно останется платежеспособной, то почему кредит рискованный?
Полное ситуация может быть исправлена только посредством отмены санкций, после чего компаниям можно будет взять в долг на Западе столько, сколько им необходимо. По мнению Надоршина, во многом как раз из-за санкций и произошло сильное увеличение спроса компаний на валюту в банках России. При этом Центробанк вынужден пользоваться административными мерами потому что большинство банков сейчас буквально выживают и многие из них полагают, что лучше выдать кредит в валюте при наличии спроса на него и хоть что-то иметь с этого, не задумываясь в полной мере о рисках. Но вопрос, когда же отменят санкции, пока открыт.












