
Люди, которые приобрели при помощи ипотечного кредита квартиру и не погасившие его в установленный срок, могут теперь не опасаться, что их выселят куда-нибудь "под мост", им предоставят альтернативную жилплощадь, на которой они смогут проживать. Все это станет реальным, если депутаты поддержат законопроект, разработчиком которого стал депутат Иван Никитчук. Новый законопроект предположительно окажется на рассмотрении в Государственной думе на будущей неделе.
Документ внес ряд поправок в Жилищный кодекс, согласно которым, если человек не смог выполнить все свои обязательства по ипотеке, а приобретенная им квартира выступает в качестве залога у банка и банк, разумеется, отчуждает её в свою пользу, "пострадавший" может рассчитывать на то, что ему, как альтернативный вариант, предоставят муниципальное жильё в соответствии с нормами социального найма. Конечно же, при условии, что "залоговая" квартира является единственной жилплощадью, находящейся в собственности нерадивого заемщика.
Автор новых поправок оперирует мнением Президиума Высшего арбитражного суда, оставившим в силе решения судов нижестоящих инстанций. Это мнение сводится к тому, что социальные функции государства заключаются в обеспечении баланса интересов обеих сторон: во-первых, нельзя допустить того, чтобы должники стали бездомными, во-вторых, кредиторы вправе надеяться на то, что долги будут им возвращены. Депутат в качестве примера приводит случай, происшедший в Казани, когда на основании заявления ставшего банкротом индивидуального предпринимателя Г.А. Мокичевой конкурсный управляющий был лишен возможности передать кредитору бывшее в её собственности единственное жильё - доля в квартире являлась предметом залога у банка. Депутат говорит и о нормах жилищного права, согласно которым, если гражданин в течение 6-ти месяцев не совершает выплат за коммунальные услуги, ему предоставляют в квартиру совсем маленькую по своей площади - от 6 квадратных метров на человека. Но, как следует из пояснительной записки к документу, на должников по ипотечным кредитам действие этого правового подхода реализации прав на жильё до сих пор не применяется.
По мнению экспертов, идея в принципе, правильная. Правда, не очень ясно, почему при невыплате ипотеки и потере квартиры "угол" пострадавшему лицу должен обеспечиваться муниципалитетом, а не, допустим, самим банком?
По словам директора Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ "Высшая школа экономики" Сергея Смирнова, по моему мнению, куда справедливее, если бы законопроектом предусматривалось, что в тех случаях, когда гражданин не в состоянии расплатиться по кредиту и квартира отчуждается банку, банк ее реализует, часть полученных после её продажи денег направляется на погашение долгов, компенсируются понесенные расходы, а какая-то часть денежных средств - на покупку более скромного жилья для человека, который в итоге лишился не только денег, но и жилья. В этом случае, на банках лежала бы большая ответственность, и, быть может, это был бы хороший стимул к тому, чтобы как можно реже принимать решения об отчуждении жилья. Предлагается и еще один способ: если человек не имеет возможности совершить все выплаты по кредиту, нужно, чтобы у него было право выставления своей квартиры на продажу, а вырученные средства разделить - банку передать долги в полном объеме, а часть средств оставить себе. И это тоже будет справедливо, так как зачастую люди занимают в банках не всю сумму - в приобретение нового жилья вкладываются и личные сбережения.
По мнению Смирнова, можно было бы прописать в законе и прямую зависимость между тем, какая сумма вложена самим человеком в квартиру и в какой он смог погасить кредит и тем, какой вид "наказания" ему грозит, если кредит стал непосильной ношей. Если, к примеру, человек выплатил 80-90 % от суммы - его лишать жилья нельзя ни в коем случае. Если меньше - имеет смысл предусмотреть различные варианты, которые зависят от выплаченных и невыплаченных сумм. Со стороны экспертов предлагается введение страхования гражданской ответственности каждого заемщика и создание страховых фондов, из которых впоследствии можно было бы осуществлять погашение просроченных кредитов.












