
Московская биржа объявила о намерении применять штрафы и перекрывать допуск к торгам брокерам и их клиентам, которые были уличены в попытках оказать влияние на цены при помощи торговых роботов. На такого рода манипулирование на законодательном уровне наложен запрет в США и Европе, но в нашей стране до сих пор к нему наказание не применялось.
Брокеры энд роботы
Брокеры сами решили обратить внимание Московской биржи к проблеме, связанной с манипулированием рынком ценных бумаг, в котором привлекаются торговые роботы. По словам официального представителя биржи, на протяжении последнего полугода брокеры и их клиенты-нерезиденты жаловались на противозаконные попытки повлиять на цены, задействовав для этого роботов.
По словам управляющего брокерской компании БКС Андрея Алетдинова, мы получали обращения от крупных клиентов, в том числе с Запада, пострадавших из-за этого. Алетдинов также подтвердил, что неоднократно в адрес биржи поступали жалобы. По словам другого участника торгов, БКС стала одним из тех, кто инициировал борьбу против роботов-мошенников. В понедельник, 27 июля комитет по фондовому рынку биржи обсуждал комплекс противодействующих мер, которые требуют безотлагательного введения.
В данном случае, имеются ввиду практики высокочастотной торговли (High-frequency trading, HFT), используемой в торговле участниками рынка. Наличие специальных алгоритмических программ (роботов), позволяющих буквально за доли секунды провести сделку, брокеры могут реализовать или купить бумагу более оперативно, чем другие участники, и получить прибыль на несущественном движении котировок. Как оценивает Московская биржа, доля роботов превышает 55% объема торгов акциями на отечественном рынке.
Как следует из материалов к заседанию комитета по фондовому рынку Московской биржи, широко распространена на рынке схема, суть которой сводится к искусственному изменению цен на бумагу посредством выставления фиктивных заявок (имитация заявки). К примеру, нечестный участник выставляет фиктивные крупные заявки на реализацию, в результате чего цена снижается. В итоге торговые роботы других участников, которые ведут учет объема предложений этой бумаги на бирже, приступают к её продаже. Таким образом мошенник покупает бумаги по дешевой цене.
Есть и другие варианты заработка на высокочастотной торговле: например, не менее распространена практика Front-running (опережение заявки). Как считает начальник управления интернет-трейдинга «Открытие Брокер» Александр Дубров, как правило, робот видит заявку участника рынка еще до того, как она поступит на биржу, и он может совершить нужную операцию, пока на нее нет реакции со стороны других игроков. Нередко так случается во время сделок с ценными бумагами, которые в скором времени будут приобретены в большом количестве или, наоборот, реализованы какой-нибудь компанией. Практики Front-running являются самыми распространенными на отечественном фондовом рынке.
Для предотвращения подобных ситуаций, в большинстве европейских стран и в США введен ряд ограничений на работу с HFT-стратегиями. Так, в США с 2010 года запущен в действие закон Додда — Франка, налагающий запрет на стратегию Spoofing. На фондовых рынках Европы к категории «рыночное манипулирование» с 2003 года относятся действия тех участников рынка, заявки которых изменили стоимость бумаги, и снятые до того, как они были исполнены. С 2016 года работа системы автоматического мониторинга, которая и выявляет нечестную алгоритмическую торговлю, начнет своё действие в Европе не только на фондовых рынках, но и на внебиржевых площадках, при этом закон о манипулировании будет применяться по отношению к любым стратегиям, способным дестабилизировать и замедлить работу торговой системы.
В России пока отсутствуют какие-либо ограничения для участников рынка, пользующихся в процессе своей работы Spoofing, Front-running и другими стратегиями, позволяющими осуществлять манипулирование рыночными ценами. Но уже к концу года в этом направлении могут произойти изменения. По словам источника, близкого к Московской бирже, запланировано, что с 2016 года за операции такого рода начнет действовать система штрафов в объеме до 1 млн рублей. Вместе с тем, участникам могут ограничить или вовсе перекрыть допуск к торгам. Эти меры могут быть приняты биржей по отношению к участникам рынка, неоднократно или в течение непродолжительного периода времени подававших и снимавших заявки на покупку или продажу ценных бумаг, в результате чего их стоимость менялась.
Пока биржа запланировала рассмотрение случаев нечестной алгоритмической торговли на основании письменных заявок, поступивших от участников рынка, а с начала 2016 года будет внедрена система онлайн-мониторинга таких сделок. По словам представителя пресс-службы биржи, комитетом по фондовому рынку было принято решение о создании специальной рабочей группе, которая займется изучением заявлений участников и разработкой критериев, по которым можно было бы автоматически выявлять недобросовестных роботов.
Алетдинов выражает поддержку инициативе по введению ограничений на HFT-торговлю, так как использование стратегий Front-running и Spoofing мешает другим участникам рынка и становится причиной необоснованных и непредсказуемых колебаний стоимости бумаг. Обычно это бывает пару раз в месяц, но это очень мешает нормальному течению торгов на рынке и их участникам. В итоге торговля прекращается, а объемы торгов идут на убыль.
По словам одного из участников комитета по фондовому рынку, топ-менеджера крупного брокера, главная проблема состоит в том, чтобы создать стандарты, которые бы помогали в выявлении манипуляций на рынке со стороны HFT-трейдеров. Есть риск, что за нарушителей могут принять добропорядочные участники рынка, клиенты которых по каким-нибудь причинам решили отозвать заявки, ранее выставленные ими.
По мнению Александра Дуброва («Открытие Брокер»), доказать факт недобросовестности действий трейдера – задача не из легких, даже если его действия вызвали существенное изменение котировок. Трейдер в любой момент может сказать, что заявка была отменена, потому что он не собирался покупать бумагу по высокой стоимости.











