
По мнению специалистов, из-за того, что отсутствует конкуренция с банками стран Запада, Россия может занять пустующую и отличную нишу.
Рынок Ирана после того, как были частично сняты санкции, является перспективной для российских банков площадкой. Планы уже 10-ти крупных банков связаны с выходом на новый рынок. Сотрудничество между Ираном и Россией продолжает укрепляться, в то время западными банками эта ниша пока не освоена.
В первый день осени 2016 года в Иране состоялась встреча в рамках взаимодействия России и Ирана. Россия была представлена заместителем председателя ЦБ Дмитрием Скобелкиным, Иран — заместителем председателя центробанка исламской республики Голамали Камьябом. Как подтвердила пресс-служба ЦБ, стороны достигли договоренности о сотрудничестве с регулятором Ирана по некоторым направлениям — в первую очередь, в направлениях: обеспечения межбанковских взаиморасчетов в валютах обеих стран, а также - развития корреспондентских отношений между их банками. Россия и Иран заинтересованы в налаживании торгового оборота, поэтому они настроены на более тесное взаимодействие.
По словам источника, знакомого с положением дел, рынок Ирана - перспективная площадка для российских банков не только при сопровождении контрактов компаний обеих стран, но и потому, что население частично свободной от санкций страны молодо и потенциально более грамотно в финансовых вопросах, поэтому уже десять крупных банков Москвы обратили свое внимание на Иран.
По словам представителей пресс-службы ЦБ, в ведомстве считают, что необходимо развивать сеть корреспондентских отношений между коммерческими финорганизациями обеих стран, создавать эффективную банковскую инфраструктуру, которая могла бы обслуживать двустороннюю торговлю и инвестиции. А решением вопросов по выбору контрагентов, проработке выгодных сторонам финансовых схем взаимодействию банки могли бы заниматься самостоятельно. Также в ведомстве ожидают, что интерес к взаимодействию со стороны финансовых структур России и Ирана повысится, существенно расширится номенклатура предлагаемых фининструментов, используемых при обслуживании внешнеторговых контрактов.
Как считают представители ЦБ, Если нацвалюты будут более широко использоваться при расчетах по контрактам между странами-партнерами, это поможет повысить товарооборот и эффективность взаимодействия между банками, к тому же такая практика не вступает в противоречие с российским законодательством. А ЦБ может давать консультации иранскому регулятору в сфере противодействия легализации преступно полученных доходов и финансированию терроризма. Все эти действия в комплексе помогли бы Ирану покинуть «черный список» FATF.
Банки России не имеют в Иране дочерних компаний. В России есть только один банк с корнями из Ирана — «Мир Бизнес банк» (100%-я «дочка» крупнейшего банка Ближнего Востока - Bank Melli Iran). 70% его клиентов занимаются экспортом зерна и леса в Иран, импортом продуктов питания, природного камня, керамической плитки и др.).
Банки западных стран пока не торопятся с открытием филиалов в Иране, они ждут, когда ситуация прояснится. К активному налаживанию взаимодействия с Ираном приступила КНР (по их планам 10 лет хватит для увеличения товарооборота между странами до $600 млрд). Но даже банки КНР пока не говорят о планах, связанных с освоением иранского финрынка Ирана. Получается, российские банки могут стать первыми из иностранных банков в осваивании Ирана.
По словам президента АРБ (Ассоциация региональных банков) России Анатолия Аксакова, Иран постепенно уходит от санкций, длящихся не один год, понятно, что там качество банковских услуг ниже, и игроки из России могут предложить интересные продукты бизнесу и населению Ирана. Очевидны и перспективы роста товарооборота между этими странами. Заполнить пустующее пространство, пока в Иране не наметилась жесткая конкуренция со стороны других иностранных структур, как минимум, целесообразно.
По словам президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, работа идет в едином финансовом пространстве, а расширение сотрудничества с Ираном в финансово-банковской сфере - позитивное и правильное решение.
По словам управляющего партнера АО «2К» Тамары Касьяновой, Отсутствие банков Запада, которым доступны более дешевые заемные средства на рынках Европы, превращает Иран для банков России в весьма перспективную площадку. И в первую очередь, это относится к госбанкам в рамках взаимодействия между странами. Российские банки могут обслуживать двусторонние контракты в Иране аналогично «Мир Бизнес банку». Впоследствии можно было бы расширить объем банковских услуг. А при появлении спроса на них о приходе в Иран задумаются и частные игроки.
К сожалению российский банковский сектор не имеет ни истории, ни опыта банков транснационального уровня.
По мнению директора департамента международного бизнеса и фининститутов Бинбанка Юрия Амвросиева, это в большей степени политическая и инфраструктурная необходимость. Подобным опытом обладает ВТБ, часть зарубежной сети которого базируется на бывших советских заграничных банках. Когда-то они обслуживали национальные интересы и интересы компаний-участников инфраструктурных проектов за границами Советского Союза.
По словам президента НРА Виктора Четверикова, риски того, что будут применены санкции и заблокируется движение денежных переводов и прочих платежей при расчетах с банками Ирана, остаются.
Больше 20-ти лет Иран находился под действием санкций США. В январе этого года произошло частичное снятие ограничений: Иран получил разрешение на расчеты в евро, тогда как запрет по-прежнему действует на расчеты в долларах, в связи с чем проводить взаиморасчеты в национальной валютах просто необходимо.
По информации ФТС (Федеральная таможенная служба), на 0,2% увеличилась доля оборота между Ираном и Россией во внешнеторговом обороте нашей страны со странами дальнего зарубежья. За истекшие полгода объем экспортно-импортного оборота с Ираном составил $923,7 млн.
Как прогнозирует Всемирный банк, в период 2016–2017 и 2017–2018 гг. ВВП Ирана вырастет на 5,5%, позже — на 3,5–4%. Стратегическими для сотрудничества между Россией и Ираном являются отрасли авиации, энергетики, транспорта и металлургии. В 2014 году между Россией и Ираном было подписано контрактов на сумму $70 млрд. До конца текущего года Москва выделит Ирану €2,2 млрд на 30-летний срок, а 10 сентября страны начнут строительство АЭС «Бушер-2».












