
Валюта России на пару с нефтью продолжают штурм очередных минимумов: нефть марки Brent опустилась за отметку $38 за баррель, доллар — превысил порог в 70 руб., евро - в 77 рублей. Между тем представители российской власти делают еще более неутешительные прогнозы.
По словам руководителя дирекции фининститутов УБРиР Владимира Зотова, минувшая неделя была завершена рублем с потерями, диапазон 68–69 руб. за доллар оставлен в прошлом. Главная причина столь нерадостных перемен заключается в динамике цены на черное золото.
Все объяснения аналитиков сводятся к тому, что снижение российской нацвалюты - это следствие избыточного предложения (ОПЕК не заинтересован в уменьшении экспортных квот, выход на рынок освобожденного от санкций Ирана, возможность снятия со стороны США впервые за многие десятилетия эмбарго с экспорта нефти) и недостаточного спроса (главная роль у замедления экономики Китая, ряд менее значимых факторов — к примеру, ожидание мягкой зимы). Вдобавок - вполне реальна перспектива того, что ужесточится кредитно-денежная политика в США — в 2016 году ФРС намерена повысить ставку, в результате чего доллар относительно других валют существенно подорожает. А к принятому в пятницу ЦБ России решению отказаться от снижения ключевой ставки, которое теоретически могло помочь рублю укрепиться, рынок остался равнодушен.
В прошлую пятницу Банком России обнародованы точные параметры стрессового сценария развития макроэкономики. По словам Эльвиры Набиуллиной, по расчетам рискового сценария баррель нефти будет стоить примерно $35. Если будет реализован этот сценарий, ВВП в 2016 году упадет на 2–3%, инфляция составит порядка 7%.
Ситуация может развиваться по этому сценарию, если:
- существенно замедлится экономика Китая,
- уменьшится спрос на сырье,
- укрепится доллар на фоне быстро нормализующейся денежно-кредитной политики ФРС,
- увеличатся поставки нефти из стран ОПЕК и ее добыча из нетрадиционных источников.
В 2014 году Банком России был в первый раз представлен рисковый сценарий, в котором подчеркивалось, что его развитие вряд ли вероятно. Но в пятницу Набиуллина заметила, что рост актуальности развития экономики по рисковому сценарию развития очевиден.
Согласно базовому сценарию развития макроэкономики по-прежнему предполагается сохранение цены за баррель нефти в 2016 году в пределах $50.
Однако Набиуллина исключила возможность того, что шоковая ситуация, имевшая место в декабре прошлого года, повторится. В тот период Россия столкнулась сразу с несколькими мощнейшими шоками в виде быстрого и глубокого падения стоимости нефти, финансовых санкций, в то же время в декабре наблюдался пик выплат по внешним долгам. Сегодня ни один из тех факторов в тех объемах, которые были год назад, не присутствует.
По мнению заместителя министра финансов Максима Орешкина, в ближайшую 7-летнюю перспективу цена на нефть будет находиться в районе $40–60 за баррель. Причем российской экономике уже удалось адаптироваться к цене $40 за баррель, поэтому нет повода для ожидания роста стоимости доллара до 100 рублей.
Что характерно, оптимизм Орешкина не совпадает с мнением министра финансов Антона Силуанова. По его словам, в будущем году в некоторые периоды баррель нефти будет стоить $30, а, может, еще меньше.
Также Силуанов говорил, что на протяжении последнего года МВФ четыре раза менял прогноз в сторону понижения мировой экономики. Это тоже свидетельство того, что спрос на нефть будет снижаться. Уже сегодня, ввиду больших объемов запасов нефти и выхода в 2016 году на рынок нефти новых игроков, в частности, Ирана (суточный объем 1–1,5 млн барр.), говорит, что в 2016-м низкие цены на черное золото будут в приоритете. По мнению Силуанова, ввиду сложившихся обстоятельств необходимо подумать о сокращении бюджета, потому что он расходится с возможностями экономики.
По словам экс-министра финансов Алексея Кудрина, все, что ниже$40, нас уже способно сильно напрячь. Если нефть опустится ниже $35, в России ВВП опять снизится на какое-то время. Сказать заранее о хоть примерной стабилизации цен, пока невозможно.












