
Стало известно о подготовке депутатами поправок, которыми может быть дополнен антиотмывочный закон 115-ФЗ. Поправки ставят целью защитить добросовестных банковских клиентов, чтобы они не оказались в черном списке отказников. Особого внимания удостоились граждане — проектом предполагается прямой запрет банкам на закрытие единственных счетов клиентов-физлиц. Более того, банки должны будут пояснять клиентам, по каким причинам им было отказано в обслуживании, а клиентам будет предоставлено право доказать, что они добросовестны и выйти из списка. С учетом критичности ситуации в виде массовых блокировок и отказов, порожденных списком, разработчики пообещали, что действие проекта начнется уже в следующем году.
Проект поправок подготовил депутаты, участвовали в этом ЦБ и Росфинмониторинг. Как сказал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, с черным списком сложилось критическое положение, возникла необходимость в разработке реабилитационного механизма, поэтому внесение проекта запланировано на декабрь, когда начнется второе чтение. По словам заместителя председателя ЦБ Дмитрия Скобелкина, будем надеяться, что, когда этот законопроект примут, добропорядочных клиентов можно будет в большей степени защитить от формального подхода некоторых банков. Законопослушных граждан и компании необходимо оградить от жестких мер, цель которых - пресечь деятельность тех, кто нарушает противолегализационное законодательство. Но, по словам статс-секретаря Росфинмониторинга Павла Ливадного, нельзя говорить о том, что мы либерализуем антиотмывочное законодательство - это скорее выравнивание баланса интересов.
Рассылка Центробанком черного списка стартовала с июня. В нем оказываются клиенты, которым было отказано в обслуживании или проведении операций в связи с подозрениями в том, что они нарушили 115-ФЗ. Занесение в список - это фактически лишение доступа к услугам банков: как правило, таких клиентов не принимают на обслуживание, также они не могут проводить платежи.
До недавних пор механизм реабилитации клиентов не существовал. Притом наблюдается стремительный рост количества отказников.
Одна из важных новелл документа сводится к прямому запрету на закрытие банками единственного счета клиента из числа физлиц, если этот счет используется для того, чтобы получать зарплату или социальные выплаты. По словам Ливадного, у компаний есть заступники в лице бизнес-сообществ, омбудсмена. А если с отказом сталкиваются граждане, они, по сути, беззащитны, и нужно исправить.
Дополнительно в проекте предусмотрена возможность предоставления клиенту права направить в банк запрос по причинам отказа в проведении операций или в открытии счета, тогда можно представить документы, доказывающие добросовестность действий клиента. В новом п. 13.4 ст. 7 проекта прямо указывается, что клиент имеет право с учетом сведений, полученных от банка, представить в 10-дневный срок необходимый пакет документов. Если и после этого банк будет против исключения клиента из черного списка отказников (требует отправки в Росфинмониторинг соответствующего сообщения), за клиентом банка остается право на подачу жалобы в адрес специальной межведомственной комиссии.
По мнению экспертов, в такого рода поправках назрела необходимость, но законопроект нужно доработать. По словам руководителя экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасии Алехнович, положения проекта - это поддержка всего хорошего и отрицание всего плохого. Бизнес нуждается в четко работающих механизмах, а в тексте таковые отсутствуют. Яркий пример тому: механизм блокировки счетов на основании решения налоговой — он содержит максимально четкое описание механизма, всех сроков, документов, и важно чтобы и в блокировках по 115-ФЗ все было также ясно.
По мнению главы коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, проект вызывает ряд вопросов. При суммировании сроков рассмотрения жалоб клиентов и принятии решения, деньги у банковского клиента могут зависнуть на пару месяцев.
При этом документе ни слова не содержит про то, что банк должен нести ответственность в случае необоснованного включения клиента в черный список. По словам Корчаго, при принятии банком неверного решения и фактически лишении этого клиента доступа к деньгам, непонятно кем и как будет компенсирован нанесенный ему ущерб. а если это компания, то заморозка средств на два месяца — фактически шаг до банкротства.
У авторов законопроекта есть понимание того, что документ еще не совсем готов, они пообещали, что все будет исправлено. По словам Аксакова, вопрос об ответственности банков — очень важен и глубок. здесь необходим тщательный анализ и детальная проработка. Полагаю, этот вопрос необходимо поднять отдельно и внести его в виде отдельного проекта.
Как сказал Дмитрий Скобелкин, порядок, при котором будут работать апелляционные комиссии, согласуют с Росфинмониторингом и четко регламентируют на уровне подзаконных актов. Все остальные вопросы, как обещают авторы проекта, будут сняты, главное — чтобы работа механизма началась уже с будущего года.












