
Предложение налоговой службы заключается в сведении к минимуму участия недобросовестных владельцев из числа юридических лиц в судах по банкротству. Наряду с упрощенным порядком реализации их имущества, эта мера будет способствовать тому, что государство получит с них задолженность по налогам. Логика налоговиков понятна юристам, но они предупреждают, что нередко компании начинают готовиться к банкротству заранее, поэтому эффект от предложенных мер может оказаться не столь сильным, вопреки ожиданиям.
Налоговая служба хочет перекрыть все возможные лазейки, который помогают уйти от налогов недобросовестным владельцам компаний в случае их банкротства. По словам официального представителя ФНС, чтобы решить эту задачу, предусмотрена разработка четырех групп мер, расширяющих возможности по реализации имущества, принадлежавшего должнику и снижающих влияние бенефициаров компаний на ход судебного процесса.
Судя по судебной практике дел о банкротствах, у недобросовестных собственников ликвидирующихся компаний есть возможность избежать налогообложения. И чтобы решить эту проблему, в ФНС разработан ряд предложений, которые вкупе с внесенными за последние 1,5 года в законодательство коррективами способны выправить ситуацию.
Во-первых, по мнению ФНС, необходимо сделать так, чтобы процедура торгов в банкротстве стала открыта и по максимуму проста, чтобы должнику, заинтересованному в имуществе, можно было быстро, избегая излишние бюрократические процедуры, приобрести актив, направив вырученную сумму, в том числе на выплату налогов.
Во-вторых, сам процесс банкротства должен проходить в отсутствие определяющего участия акционеров компании и аффилированных лиц, часто отстаивающих свои интересы любыми способами.
По словам представителя ФНС, лица, которые неэффективно управляют компанией до её банкротства, не должны принимать участие в принятии управленческих решений при банкротстве - это исключит недобросовестное влияние на ход всей процедуры.
Если говорить о характерном примере такого злоупотребления правом, можно вспомнить ситуацию с «дочкой» Пробизнесбанка, который был признан банкротом. Его бенефициары банка в 2016 году добились того, чтобы их требования на почти 2 млрд рублей включили в 3-ю очередь реестра кредиторов. В этой спорной ситуации нечестный иностранный акционер, не имея ни малейших реальных оснований, предпринял попытку приобрести статус кредитора для получения возможности контролировать процедуру банкротства должника, которым он сам управлял крайне неэффективно.
Третий момент - ФНС настаивает на привлечении истинных бенефициаров к ответственности независимо от того, где они находятся - в России или вне ее пределов. Реальным собственникам предприятий-должников необходимо понимать, что наказание неотвратимо при их недобросовестных действиях.
Кроме того, по мнению ФНС, не менее важно решение проблемы аффилированности арбитражных управляющих с некоторыми участниками дела о банкротстве.
По словам представителя ФНС, как вариант решения - можно внедрить такую систему, при которой будет осуществляться независимый случайный выбор арбитражных управляющих, которая будет к тому же учитывать, насколько эффективно они вели процедуру банкротства, как соблюдали законодательство и права лиц, участвующих в деле о банкротстве.
По мнению старшего юриста BGP Litigation Евгения Полякова, чем более упростится проведение торгов имущества должника и чем легче в них можно будет принять участие любому лицу, проявляющему к делу интерес, тем более эффективной станет процедура банкротства в части удовлетворения требований кредиторов, в т.ч. расчетов с бюджетом. Вопрос, связанный с привлечением к ответственности истинных бенефициаров должника в самом деле стоит весьма остро.
По словам адвоката агентства «Яковлев и Партнеры» Елены Мякишевой, можно понять желание налоговиков защитить свои интересы, но нечестные на руку собственники начинают подготовку путей отступления до банкротства, причем, задолго - выводя активы до того, как появятся первые признаки банкротства, создавая дружественных кредиторов и т. п., поэтому есть сомнения, что предлагаемый комплекс мер существенно изменит существующую сегодня ситуацию.
По мнению юриста PwC Legal Ильи Соломатина, весь спектр проблем в механизме банкротств связан с тем, что он ставит главной целью - ликвидировать такие фирмы, а не восстановить их платежеспособность. Мы так и будем наблюдать, как недобросовестные собственники фирм-банкротов злоупотребляют своим положением, пока им не будет грозить реальная уголовная ответственность за причастность к преднамеренному банкротству. А случаи привлечения недобросовестных собственников фирм-банкротов к уголовной ответственности за такой вид правонарушения пока носят единичный характер.












