
Ближе к вечеру 6 февраля Банк России опубликовал ряд рекомендаций для банков, в связи с тем, что вновь активизировались схемы отмывания денежных средств. Реализация рекомендаций напрямую касается фиктивных судебных решений и недобросовестных сотрудников ФССП.
ЦБ настаивает на обеспечении кредитными организациями повышенного внимания по всем операциям подозрительных клиентов, а также на реализации права на отказ совершать такие операции. Так, например, регулятором рекомендовано прерывание отношений с клиентами, дважды в течение года пытающихся пользоваться схемами вывода активов, чтобы легализовать незаконно полученные доходы с помощью судебных схем.
Как уже писалось в СМИ, ключевое звено мошеннической схемы - это сотрудники ФССП, которые, имея вполне законные основания, дают ход исполнительному производству, после того как двум юрлицам направляется решение о взыскании долга, которого на самом деле не существует, через третейские суды или заключение мировых соглашений. В действительности же, обязательства, подлежащие судебному урегулированию, отсутствуют, а создание споров носит искусственный характер. Однако решение суда о взыскании выносится, средства со счета должника в банке списывают на счет службы и перечисляют на счет взыскателя, таким образом, деньги легализуются. Рекомендации ЦБ говорят об использовании счетов как в России, так и за границей. Сама схема появилась примерно год назад, но активно ее использовать стали совсем недавно. В схеме используются решения не только третейских судов, но и обычных.
В качестве дополнения к рекомендациям, как быть, если выявлена судебная схема, Банк России пишет об отличительных особенностях, состоящих в том, что, как правило, по счетам должников и (или) взыскателей расходные операции не проводятся или они нерегулярны. В частности, с таких счетов не уплачиваются налоги или другие обязательные платежи в бюджет РФ или уплата все же происходит, но в размерах, не выше 0,5% от дебетового оборота по этим счетам.
Реализация таких схем ведет к совершению операций, связанных с обналичиванием денежных средств или их выводом за пределы страны. Эта ситуация ведет к повышению риска вовлечения банков в операции по легализации (отмыванию) преступно полученных доходов и финансированию терроризма.
Центробанк уже не раз публиковал рекомендации по борьбе с разного рода схемами, помогающими вывести активы и легализовать преступные средства. Но практически реализовать эту борьбу довольно затруднительно. Отсутствуют базы, через которые можно было бы проверить решения судов, разбираться с каждым решением физически невозможно, тем более если судебное решение не фиктивное, а приобретенное и грамотно оформленное за определенную плату. Если подделка, скорее всего, отслеживаема службой безопасности банка, то купленное решение может иметь весьма внушительный вид.
При таком развитии событий, если появляется претензия от регулятора, требуется доказательство отсутствия реальных оснований для признания решения сомнительным. Но, с другой стороны, из-за опасения появления претензий от регулятора, банк может принять решение о тотальном отказе от проведения операций по исполнительным листам, что вызовет волну исков, поданных признанными по ошибке недобросовестными, а в действительности вполне честных клиентов. Как бы там не было, уже стало традицией, что банкирам рекомендуют заняться несвойственным для них видом деятельности, увеличивающим их расходы, при том что насколько эффективна будет такая борьба с отмыванием - большой вопрос.
Но, по мнению юристов, стоит ожидать определенного эффекта от рекомендаций, несмотря на контраргументацию банкиров. По словам партнера Tertychny Agabalyan Ивана Тертычного, рекомендации ЦБ ведут к уменьшению возможности нечестных участников рынка заверять, что их действий добросовестны, а закон ими соблюдается. Что, в итоге, ведет к возрастанию рисков и издержек схем по выводу за границу денежных средств.












