Риск того, что пенсионный возраст повысится, значительно возрастает в случае принятия правительством предложения, разработанного ЦБ и Минфином по реформе пенсионной системы. К такому выводу пришли аналитики НАФИ. По мнению экспертов аналитического центра, есть большая доля вероятности поддержки этих предложений, так как на данном этапе это поможет в снижении дефицита бюджета. Аналитики уверены, что в перспективе реформа приведет не только к повышению пенсионного возраста, но пенсионная система и бюджет могут стать менее устойчивыми.
Предложение Центробанка и Минфина сводится к тому, чтобы отменить накопительную часть пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). 6% зарплаты сотрудника, переводимые сейчас работодателем в пользу накопительной части пенсии, ведомства предлагают направлять в страховую часть. При этом граждане по умолчанию будут подключаться к новой системе накоплений (т.н. квазидобровольные накопления).
По мнению представителей НАФИ, если предложения Минфина и ЦБ будут реализованы, возрастут риски повышения пенсионного возраста. К тому же, судя по аргументам специалистов, этой непопулярной меры практически не избежать. Ведь государство, наращивая поступления в распределительную систему, на какое-то время решит проблему дефицита бюджета, но вместе с тем существенно увеличатся её обязательства в перспективе.
Пенсионный фонд столкнулся с проблемой дефицита не только из-за недостаточных взносов, здесь сказались совершенно другие причины. Первая причина: высокий процент безработицы и занятости в неформальном и теневом секторах - а это ежегодные потери 3,4 трлн рублей пенсионной системы.
Вторая причина: в стране очень низкий уровень зарплат: в 2015 году работников, отчисления от зарплат которых в ПФР составляли сумму ниже прожиточного минимума пенсионеров, было почти 70%. Получается, что у пенсионной системы нет достаточного объема взносов для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень пенсионных выплат.
Третья причина: рост количества людей, чьи доходы меньше, чем прожиточный минимум. Как считает первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева, каждый год происходит сокращение трудоспособного населения страны на 900 тыс. человек. И это, вкупе с ростом продолжительности жизни становится причиной роста коэффициента демографической нагрузки: в среднем по демографическому прогнозу Росстата до 2030 года, он возрастет с 764 нетрудоспособных человек на 1 тыс. человек, находящихся в трудоспособном возрасте, до 857 человек.
Еще одна причина превышения расходов ПФР над доходами заключена в большом объеме льгот по уплате взносов для некоторых отраслей и регионов: как говорит заместитель главы ПФР Николай Козлов, почти 1/3 участников пенсионной системы получает пенсии досрочно. Как считает чиновник, пенсии тем, чья работа связана со сложными условиями, в том числе нефтяники, газовики и пр. необходимо формировать за счет компаний-работодателей.
Простым увеличением взносов в распределительную часть проблема не решится, так как государство перенесет свои обязательства с текущего времени на будущее, когда выполнить их из-за демографической и социальной ситуаций будет крайне сложно. Поэтому высока вероятность, что пенсионный возраст формально будет повышен. Как считает экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, его в 2019 года нужно повысить до 63-х лет как для мужчин и женщин. Эту позицию разделяет и министр экономического развития Алексей Улюкаев, считающий, что повышение пенсионного возраста для россиян - мера необходимая.
По мнению управляющего партнера аналитического центра НАФИ Павла Самиева, изменения, на которые настаивают Минфин и ЦБ, с одной стороны, ведут к снижению нагрузки на бюджет, но с другой, уменьшение обязательств государства перед пенсионерами не должно привести к полному отказу от ответственности за будущее.
По мнению заместителя директора Института соцанализа и прогнозирования РАНХиГС Юрия Горлина, вероятно, предложение ЦБ связано с тем, что обязательная накопительная система оказалась нерезультативной. Равно как и с тем, что бюджет не имеет денег на компенсацию выпадающих доходов распределительной системы при сохранении прежнего формата функционирования обязательной накопительной системы.












