
Существенное число граждан, которые «выпали» во время пандемии из среднего класса, попала не в «просто средний класс», а в бедность. Про это сообщил в своем интервью телеканалу РБК ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Он считает, то, что государство поддерживало производство и не поддерживало представителей среднего класса, в итоге у них исчезли источники существования, — это называется «дефект нашей политики». Также экономист подчеркнул, что любого рода инновации потребления и инновации в экономике поддерживаются средним классом, иными словами людьми, у которых имеется возможность выбирать. Главный вызов, с которым сегодня должна справляться наша страна, по мнению Кузьминова, заключается в продолжающемся падении реальных доходов россиян, и справляться с ним надо традиционными методами, то есть поддержкой самых слабых, просто нельзя.
Кузьминов предупредил, что переход представителей среднего класса в категорию бедных является взрывоопасным с точки зрения политики. Еще политических последствий казанного процесса специалист не видит, а внезапные политические противостояния последнего времени, вероятнее всего, не ответ на это, полагает он. Впрочем, ответ на обеднение среднего класса еще придет, и с ним нужно что-то делать, резюмировал ректор ВШЭ. Уменьшение доходов среднего класса возможно приведет также к тому, что наша страна не сможет добиться ощутимого повышения темпов экономического роста и данный показатель в итоге останется в пределах 2%.
Напомним, что в конце сентября 2020 года аналитики ВШЭ оценивали, что по причине коронакризиса 6,1% работающего среднего класса перешли в категорию бедных в связи с потерей работы и уменьшением трудовых доходов из-за простоя. Исходя из расчетов исследователей, во время пандемии 8,7% представителей среднего класса лишились работы, 3,9% попали в простой с сохранением трудового дохода на уровне не больше МРОТ (12 130 рублей). В общем, по оценке специалистов ВШЭ, к среднему классу до начала коронакризиса относились 24% занятых граждан России — это россияне с доходом не менее 1,25 от медианного по региону, имеющие высшее образование или работающие в госструктурах, руководители высшего и среднего звена, специалисты высшего и среднего уровней квалификации, офисные служащие либо военные.
Таким образом, по результатам прошлого года, по сведениям Росстата, уровень бедности в нашей стране (число граждан, чьи доходы меньше прожиточного минимума в общем по стране) составил 12,1% (17,8 млн человек). Что является минимальным значением показателя начиная с 2014 года. В итоге в конце прошлого года Всемирный банк оценивал, что по результатам года уровень бедности в стране должен был достигнуть 14,2%, если бы не антикризисные меры (власти, например, прибегли к правильным выплатам семьям с детьми).












