
В скором времени крупное коллекторское агентство "Секвойя кредит консолидейшн" столкнется с существенными изменениями. Состав акционеров и совет директоров "Секвойи" останется без Елены Докучаевой, находившейся на руководящих постах в компании с самого начала деятельности агентства. По некоторой информации, это связано с реализацией планов по продаже половины компании в пользу инвестора с зарубежным капиталом.
Об уходе члена совета директоров и миноритарного собственника "Секвойи" Елены Докучаевой стало известно сразу от нескольких участников рынка. Косвенно это подтверждается сменой статуса Докучаевой в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА): прежде она была представителем "Секвойи", теперь она станет независимым членом. По словам представителя НАПКА, в адрес ассоциации пришло официальное письмо, в котором содержалась просьба изменить статус Елены Докучаевой в совете НАПКА на независимого члена совета, иными словами, теперь она не будет никого представлять.
"Секвойя" была основана в 2004 году, тогда же Докучаева стала его генеральным директором, проработав в этой должности до лета 2013 года. Потом - до февраля 2017 года она занимала пост президента компании и до настоящего времени была членом совета директоров. Как указано в базе "СПАРК-Интерфакс", официально агентством владеет кипрская компания SCC Sequoia Credit Consolidation Limited. По неофициальной информации, контролирующий акционер "Секвойи" - финансист Евгений Бернштам, который ее и учредил, а Докучаева числится ее миноритарным владельцем (точнее, одним из них).
Коллеги по рынку дают высокую оценку профессиональным качествам Елены Докучаевой. По словам генерального директора агентства "АктивБизнесКоллекшн" Дмитрия Теплицкого, стаж работы Елены на коллекторском рынке свыше 11 лет, она стояла у истоков НАПКА, и о ней сложилось только позитивное мнение. По словам директора коллекторского агентства ЮВС Сергея Шпетера, на принадлежит к тем немногим женщинам в этом бизнесе, которых можно назвать настоящими профессионалами, хорошо знающими этот рынок.
По словам нескольких источников, представляющих коллекторский рынок, Докучаева решила уйти из "Секвойи", так как основной собственник - Евгений Бернштам начинает реализовывать планы, связанные с продажей половины компании в пользу стороннего инвестора. Бернштам активно искал инвестора еще с прошлого года. Продажу агентства обсуждали со Сбербанком и группой "Сафмар", но переговоры оказались безуспешными. Ситуация пока не прокомментирована ни Еленой Докучаевой, ни Евгением Бернштамом.
Как считают участники рынка, в качестве актива "Секвойю" можно оценивать в пределах от $3 млн до $10 млн. По словам генерального директора коллекторского агентства "Эверест" Дмитрия Чернышова, настолько высокий разброс в цене объясняют разные методики подсчета стоимости компании инвесторами, конечные цели ее приобретения и стратегия дальнейшей деятельности.
Несколько последних лет были трудным периодом для всех участников коллекторского рынка. Первый удар по ним пришел от кризиса банковского розничного рынка, пришедшегося на конец 2014 года. В прошлом году, летом состоялось принятие закона о защите интересов физических лиц при взыскании долгов. В "Секвойе", если основываться на данных базы "СПАРК", сложилось непростое положение. Например, из последних доступных отчетных данных (за 2015 год) видно, что компания не имеет собственного капитала, и по сути, это означает фундаментальную убыточность компании, то есть, чтобы покрыть убытки, ею был использован весь капитал. В 2015 году суммарный объем убытка "Секвойи" составил 63,8 млн руб.
Но, как сказал Дмитрий Чернышов, для инвесторов с Запада введение госрегулирования - позитивный момент. Многие из них ждали регулирования для входа на рынок. Любая компания, занесенная в реестр коллекторских агентств (его формирует Федеральная служба судебных приставов), стоит однозначно высоко, так как оказаться в реестре непросто, для этого требуется соответствие всем нормам и требованиям". Секвойя", как оценивают эксперты, входит в топ-10 агентств, работающих на коллекторском рынке.












