
Данные Банка России свидетельствуют о резком возрастании притока валюты в Россию, но прибыль в валюте, которую получила экономика, почти без остатка "съел" отток частного капитала.
По сообщению ЦБ, в ноябре объем профицита платежного баланса (разницы между основными потоками валютных средств в страну и из неё) составил $6,2 млрд. Если сравнивать с октябрем, то можно отметить 15-кратный рост притока, оказавшегося почти в 2 раза выше показателей сразу за 2 и 3 кварталы.
По мнению аналитиков Сбербанк CIB, резкий рост обусловлен сезонными факторами: традиционно в конце года происходит рост объемов экспорта из РФ, в результате чего страна обеспечивается дополнительными валютными доходами.
Но буквально пролившийся над Россией дождь из долларов практически сразу иссяк: 95% чистого притока валюты в РФ ($5,9 млрд) вывез частный сектор.
В середине текущего года валюта в страну активно ввозилась банками - они занимались распродажей зарубежных активов и выводом денег с иностранных депозитов. По словам аналитика Райффайзенбанка Дениса Порывай, благодаря 25-миллиардныому притоку немного "подправилась" картина валютных потоков с обеспечением стабильного и завышенного относительно цен на нефть курса рубля.
Но сегодня банки практически исчерпали свои возможности: валютные запасы на их корсчетах и депозитах в банках за рубежом исчисляются $47 млрд, тогда за банкирами числится долг перед их клиентами по расчетным счетам в объеме $42 млрд.
По мнению главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, в какой-то степени приток капитала в середине года обеспечивался деофшоризацией, эффект которой полностью исчерпается уже в новом, 2017 году.
По прогнозам Орловой, в следующем году чистый приток валюты в нашу страну обновит минимум за 17-летний период, составив всего $15 млрд. Как результат, рубль будет слабым даже если цена на нефть будет высокой: доллар может стоить 65-70 руб., при стоимости барреля нефти $50.
На рынке уже наблюдается дефицит валютной ликвидности и в дальнейшем он будет только расти: ситуация неисправима даже сделкой по приватизации компании "Роснефть".
Продажа Роснефтегазом в пользу консорциума Glencore и QIA 19,5% акций Роснефти может составить всего 2,8 млрд евро чистого эффекта, тогда как остальные 7,4 млрд евро привлекается через кредиты (в т.ч. под гарантии банков России). В итоге притока капитала не хватит, чтобы пройти декабрьский пик выплат по внешнему долгу в объеме $13,4 млрд.












