
Министерство экономического развития выступило с предложением об ускорении и удешевлении процедуры банкротства для физлиц. Ведомство заявило о подготовке законопроекта, разрешающего гражданам объявлять о своей неплатежеспособности в отсутствие арбитражного управляющего. По словам федерального чиновника, знакомого с тем, как идет подготовка проекта закона, это приведет к значительной экономии издержек для россиян — сегодня процедура банкротства очень дорогостоящая. В МЭР подтвердили, что инициатива уже подготовлена, а представитель Минфина сообщил о готовности выказать ей поддержку. Но юристы, которые, если законопроект будет принят, лишатся клиентов, высказываются против предложения.
В соответствии с действующим законодательством, с осени 2015 года если у человека задолженность, превышающая по сумме 0,5 млн руб. и 3-месячная просрочка по кредиту, он может быть признан банкротом и тогда ему не придется платить по долгам. Это парадокс, но нередко признание себя финансово несостоятельным гражданам просто невозможно по той причине, что должны быть задействованы юридические посредники, поэтому сам процесс банкротства требует больших денег.
По словам федерального чиновника, знакомого с планами МЭР, стоимость процедуры в среднем - 150 тыс. рублей. Конечно, что это большая сумма. Поэтому МЭР предусмотрено, что в некоторых случаях физлицу можно не прибегать к услугам арбитражного управляющего и тогда он обанкротится за свой счет.
В ведомстве предусмотрены и другие инициативы, ставящие целью удешевить процедуру, но какие именно, не уточняется.
По словам заместителя министра финансов Алексея Моисеева, Минфин высказал поддержку этим предложениям.
МЭР подтвердило факт того, что проект закона разработан, и согласилось, что на практике в существующем виде банкротство недоступно для должников, оказавшихся в затруднительной финансовой ситуации (в частности, у многих из них не на что проводить официальные процедуры).
По словам представителя МЭР, положения законопроекта ставят целью сократить сроки и расходы на проведение процедур, которые применяются в деле о банкротстве, а также на то, чтобы обеспечить доступную и равную защиту для непрофессиональных участников, для потребителей, поскольку они - экономически более слабая и незащищенная сторона.
С начала этого года началось действие поправок в закон о несостоятельности, по которым размер госпошлины за инициирование процедуры банкротства снизился в 20 раз и теперь равен 300 рублям. Наряду с этой пошлиной потенциальным банкротам нужно уплатить вознаграждение арбитражному управляющему, равное 7% от суммы удовлетворенных требований кредиторов + депозит на 25 тыс. рублей в арбитражный суд - это оплата услуг финуправляющего, который, собственно, и ведет всю процедуру.
По словам заместителя директора Общества содействия финоздоровлению (ОСФО) Александра Слабожанинова, это минимум вознаграждения, по максимуму планки нет, но она может составить 100–150 тыс. рублей. Из-за чего для около 0,5 млн человек банкротство недоступно.
Как подсчитал Национальный центр банкротств, средняя сумма долга одного потенциального банкрота на 1 декабря 2016 года составила 1,2 млн рублей. Это приводит к тому, что люди отказываются от оплаты услуг арбитражного управляющего, а последние из-за этого отказываются вести банкротные дела.
Как правило, отказ не вызывает каких-то серьезных последствий за исключением того, что увеличивается срок рассмотрения дела. Но не стоит исключать случаи, когда после того, как арбитражный управляющий выходит из дела, должник не может найти другого, и дело прекращают.
По словам партнера юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антона Бабенко, даже если учесть последние поправки, закон о банкротстве далеко не пролст для того, чтобы граждане сами себя банкротили, не прибегая к помощи квалифицированного специалиста.
По мнению партнера фирмы Westside Advisors Сергея Водолагина, если процедура банкротства будет удешевлена, это вовсе не значит, что ее эффективность повысится. Процедура ставит целью найти имущество должника для реализации по максимальной цене, а вырученную сумму разделить между кредиторами с учетом размера требований и их очередности. А для подающих на самобанкротство физлиц, цель совсем другая: оперативное списание их долгов вкупе с удовлетворением требований кредиторов в наименьшем объеме. Если процедура банкротства будет удешевлена и упрощена, это может дополнительно стимулировать недобросовестных должников, нацеленных на быстрое и дешевое списание их долгов.












