
Апрельские данные SWIFT показали расширение доли валюты США в трансграничных платежах с мартовского уровня в 41,74% до 42,71%, и сокращение евро с 32,64 до 31,74%. Наиболее выраженно снизилась популярность валюты Японии, тогда как использование юаня за тот же период возросло до отметки в 2,29%.
Так почему же упала доля расчетов в евро? Дело в том, что с прошлогодней весны произошло значительное подорожание сырьевых товаров, а международные цены на них номинированы именно в валюте США. В то же время котировки нефти марки Brent в мае-июне прошлого года подошли к максимуму, что, в свою очередь, вызвало повышение доли «американца» в расчетах, да и объемы операций с ним увеличились.
Нельзя не сказать и о резко сократившемся товарообороте между Россией и ЕС после запуска ограничений на поставки товаров в РоссиюПрошлый год отмечен падением экспорта из Евросоюза в Россию на 38%.
Вдобавок Москва последовательно отказывается от операций, проводимых в валютах недружественных стран и вводит ограничения на такого рода переводы вкупе с повышением комиссии за них. В итоге повысилась токсичность доллара США и евро для российского бизнеса и физлиц. В итоге упали объемы трансграничных переводов, причем в первую очередь это коснулось евро, потому что быстрое избавление от доллара невозможно по ряду причин и главная из них – котировка в нем всех сырьевых товаров на мировых рынках.
Пик доли китайского юаня в трансграничных операциях совпал с январем текущего года, составив 3,2% - это говорит о том, что развивается тренд на переход на взаиморасчеты в нацвалютах. Участие юаня в международных переводах между другими странами пока невелико, но у него высокий потенциал на фоне готовности стран Азии, Ближнего Востока, Саудовской Аравии и России к проведению взаиморасчетов в нацвалютах, а также – к приему платежей за экспорт нефти в китайской валюте.
10 мая стало известно о желании Пакистана осуществлять расчеты за российскую нефть «китайцем», что ускоренно расширит использование этой валюты в трансграничных платежах. Но пока в России наблюдается формирование дефицита юаней, что говорит о превышении стоимости импорта в Китай над стоимостью экспорта. Если товарооборот между странами увеличится, это расширит долю юаней в трансграничных переводах.
Неплохие шансы на увеличение своего значения имеет иена, так как крупнейшим американским инвестором Уорреном Баффеттом было принято решение переложить в йену выводимые из китайских активов средства.
Дедолларизация началась, но процесс этот будет постепенным. И со временем юань будет конкурировать с «американцем» на мировой арене, в том числе и из-за сокращения доли евро в международных расчетах. Но это дело времени, и пока разница между «американцем» и юанем в международных SWIFT-переводах столь очевидна, что полноценная замена «американца» на международной арене пока представляется чем-то нереальным.












