
Из-за девальвации и резкого повышения ставки в конце 2014 года отечественным банкам хватило 2 года не только на досрочное погашение своих внешних долгов, но и на скупку обязательств компаний в зарубежной валюте. Причем ими осуществлялась покупка не только еврооблигаций, но и кредитов. Такие действия привели к снижению на $50 млрд совокупного долга российских эмитентов в период с I квартала 2014 года по I квартал 2016-го. Эту оценку содержит макроэкономический обзор Национального рейтингового агентства.
Судя по статистике Международного банка расчетов (МБР), на указанном выше отрезке времени, зафиксировано снижение совокупного внешнего долга российских эмитентов до $113 млрд вместе прежних $163 млрд. Этого удалось достичь, благодаря тому, что российские кредитные организации были активны.
В период 2014/2015 гг. российскими банками шло активное погашение своего внешнего долга, сперва - в соответствии с графиком, а потом - досрочно. Чуть позже они приступили к скупке всего внешнего долга, не погашенного эмитентами, который они можно было отыскать на рынке. Причем осуществлялся выкуп не только еврооблигаций, но и кредитов.
Это и стало причиной снижения за два года общего внешнего долга российских эмитентов на $50 млрд. По мнению аналитиков НРА, вывод о влиянии банков на процесс сделан с учетом статистики платежного баланса. «Шло активное погашение банками своих долгов в объеме, который был выше срочных обязательств, тогда как со стороны нефинансовых компаний, наоборот, отмечается недоплата против графика.
Как считает директор методического департамента НРА Максим Васин, это стало возможно из-за того, что в банках есть валютная ликвидность, причем, в достаточном количестве.
А сформировалась она по нескольким причинам.
Первая - это валютная ликвидность, которую абсорбировало население в кризисную пору зимы 2014–2015 гг. Это не только уже накопленные средства, но и то, что скупалось гражданами в панике в девальвацию.
Вторая - когда была резко и внезапно повышена ЦБ ключевая ставка до 17% (декабрь 2014 года), во многих банках обещанная доходность по депозитам выросла до 18–20%, что привлекло ликвидность в рублях, и это было использовано банками в том числе, чтобы купить валюту. И для этого было основание, ведь снижение темпов кредитования населения и реального сектора в кризис вызвало революционную ситуацию — старых займов никто возвращал, а новых - не выдавал. В итоге имеющимися средствами были выкуплены собственные облигации по цене ниже номинала, но, по мнению аналитиков, это было оправданный и правильный шаг.
По словам одного из экспертов, основная цель скупки банками долгов носит экономический характер. При выкупе до погашения получается существенная экономия в обслуживании долга. А валютный долг погашался опережающими темпами, так как банки понимали, что в дальнейшем он станет еще дороже по причине девальвации.
При этом кредитные организации могли выкупить публичный долг российских эмитентов, так как была возможность выгодного размещения валютных средств с низкими рисками на фоне резко замедлившегося кредитования.
В результате, по словам представителя НРА, значительно сократился внешний долг банков и корпораций, номинированный в иностранной валюте, а часть его заместил внутренний долг. К тому же в России частично перекредитовались многие компании.
Во многом это относится к металлургическим и государственным компаниям.
По словам Васина, у российских компаний появилась возможность избежать валютного риска и получать кредиты в отечественных банках.
По мнению аналитика ГК ТeleTrade Михаила Поддубского, стремление к досрочному погашению своих внешних долгов и скупке чужих можно объяснить еще и действием санкционного режима. Постепенное снижение объемов внешнего долга произошло именно из-за невозможности для отдельных, оказавшихся под санкциями компаний, провести рефинансирование своего долга — когда идет погашение старых долгов, а новые можно получить, но в меньшем объеме. Вполне вероятно, что такую динамику мы будем наблюдать и в дальнейшем — пока не снимут санкции. Но в текущем году тренд пока не получил подтверждения. По итогам 1-го полугодия 2016 года объем совокупного внешнего долга России с обязательствами расширенного правительства, ЦБ, банков и нефинансовых компаний, прекратил снижение и даже на $3 млрд вырос — до $521,5 млрд. Но его уровень всё-таки остается безопасным - ниже 40% ВВП.
По мнению аналитика группы компаний «Финам» Богдана Зварича, отмечено резкое снижение рисков резкого ослабления нацвалюты, а это снижает интерес к скупке собственного долга.
Возможно, сейчас начнется разговор о том, чтобы планомерно погашать долг, номинированный в иностранной валюте, и постепенно замещать его на рублевый, вдобавок, этому будет способствовать снижение Центробанком ставок, в результате чего снизится стоимость обязательств.












