
В прошлом году приставы произвели списание 2,2 трлн рублей признанных безнадежными долгов россиян. По мнению экспертов, это связано с тем, что число прекращенных дел о взыскании увеличилось из-за роста кредитования и падения реальных доходов граждан. К тому же работа приставов была признана низкоэффективной. Из-за большой нагрузки они не могут много времени уделять каждому делу — куда проще воспользоваться массовым закрытием судебных производств. Сегодня в 90% случаев россиян высвобождают из-под долгового бремени.
По данным ФССП, приставами осталось не взысканными в прошлом году 2,2 трлн рублей, потому что должники не располагали нужными суммами. Закрыть пришлось 16,9 млн исполнительных производств. Отмечено также увеличение числа прекращенных дел по взысканию долгов граждан перед банками: в 2016 году ведомство закрыло 14,3 млн дел, суммарный их объем составил 1,9 трлн рублей.
По словам партнера юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антона Бабенко, участились случаи закрытия исполнительных производств, когда должники уже не имеют имущества, на которое возможно обращение взыскания. Дела оканчиваются, как только должник признается банкротом.
По словам начальника управления стратегий взыскания Бинбанка Станислава Витвицкого, это действительно так, всё больше и больше дел заканчиваются составлением акта о том, что взыскание невозможно, в то же время каждый год продолжается рост объема долгов, которые списывают судебные исполнители.
Как указывает Национальный центр банкротств (НЦБ), средняя сумма безнадежной задолженности выросла до 1,7 млн рублей — в годовом выражении это 34%-й рост. По словам директора НЦБ Дмитрия Токарева, к началу этого года в 90% случаев суда принимали решения о полном снятии долгового бремени с россиян, тогда как год назад на такие случаи приходилось 85% судебных решений.
Эксперты говорят и о структурных проблемах института судебных приставов, которые как раз и способствуют росту объема списаний безнадежных долгов. Ключевая причина, по мнению Витвицкого, заключается в чрезмерной нагрузке на судебных исполнителей, зарплата которых оставляет желать лучшего. Собственно, поэтому работа малопривлекательна, а уровень текучести кадров — высок. Из-за значительной перегрузки становится невозможной полноценная отработка каждого дела, наоборот, это стимул к тому, чтобы в массовом порядке закрывать исполнительные производства.
Как указано в статистике Объединенного кредитного бюро, по состоянию на 1 марта т.г. общая численность потенциально несостоятельных заемщиков достигла 702,8 тыс. Как прогнозирует управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова, возможно 15%-е увеличение объема списанных долгов. По словам управляющего партнера юридической компании «ЮрПартнеръ» Антона Толмачева, а если учесть растущее число граждан, допускающих просрочку по кредитам от 90 дней, то в 2-летней перспективе возможен рост количества исков о банкротстве в 4–5 раз, что, естественно, увеличит и число дел, по которым выносится вердикт о невозможности взыскания.
По словам директора департамента взыскания проблемной задолженности физлиц АТБ Алексея Медведева, растущим числом банкротств вполне обоснованно обеспокоены банки, вынужденные пойти на ужесточение политики по выдаче кредитов населению. Как прогнозирует руководитель налоговой практики «КСК-групп» Дмитрий Водчиц, к концу года вполне допустим 50-60%-й рост числа обанкротившихся граждан.
Для повышения эффективности работы института судебных исполнителей, нагрузка на них должна быть снижена - таково мнение Станислава Витвицкого. Поможет в этом и создание института частных приставов, аккредитованных при судах, — такая мера в 2017 году предлагалась Центром стратегических разработок, возглавляемым Алексеем Кудриным.












