
Выяснилось, что если ранее россияне являлись источником прибыли для швейцарских банков, то сейчас они оказались источником финансовых и репутационных рисков. Об этом Financial Times рассказали топ-менеджеры некоторых компаний. При этом не все банки готовы жестко разорвать отношения с гражданами России.
Напомним, что Швейцария присоединились к санкциям Евросоюза против нашей страны, таким образом отказавшись от принципа нейтралитета. В итоге банки разрывают отношения с клиентами, которые попали под ограничения, а UBS, Credit Suisse и Julius Baer сообщили, что останавливают инвестиции и проекты в РФ.
Так, по сведениям газеты, свыше 1 100 предпринимателей и представителей «элиты» из России (среди которых Андрей Мельниченко и Петр Авен), которые считали, что государство сохранит их деньги, оказались «финансовыми персонами нон-грата» в Швейцарии.
«Они не хотят ничего делать»
Однако по словам основателя инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, все не настолько легко, швейцарцы хотят сформировать видимость того, что они что-либо делают, но на самом деле они не желают ничего делать.
Как отмечает топ-менеджер банка из Цюриха, после февральских событий банки пытались обернуть санкции в пользу своих клиентов. Также источники FT сообщают, что банки на самом деле используют неоднозначный подход к клиентам из России — у многих за годы установились тесные связи. Однако сейчас про это говорить нельзя.
В то время как привлекались подобные клиентов [в 2000-х], подход был абсолютно иным. На сегодняшний день вы не можете говорить про это публично. Русские являлись такими людьми, которые заработали настолько много денег и так быстро, что не понимали, что с ними делать. Если говорить честно, то это были идеальные клиенты. Но это до тех пор, пока нет вопросов, откуда взялись указанные деньги. Эти вопросы им не задавали, вспоминает бывший банкир.
Как пояснили источники издания, в санкционной политике множество «серых зон». К примеру, непонятно, как именно ограничения распространяются на подразделения банков, через которые проводили свои дела многие россияне. Еще в стране неоднозначный подход к тому, работают ли санкции на родственников и друзей. Как сообщили источники, на жен и детей клиентов были переведены «миллиарды» долларов.
По сведениям Ассоциации швейцарских банкиров, на счетах российских граждан в швейцарских банках по состоянию на март держалось около 150–200 млрд франков (154–205 млрд долларов). При этом после февральских событий активы российских граждан заморозили, однако потом Швейцария частично отменила санкции и сняла блокировку на 3,4 млрд франков.












